Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Тема урока: «Жаркие пустыни» Программа: «Гармония» 4 класс
Тема урока: «Жаркие пустыни» Программа: «Гармония» 4 класс
Составила учитель начальных классов: Фомина Елена Викторовна.
Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи: Создать условия на уроке для изучения природной зоны пустыни. При этом формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, самореализация, самовоспитание.
познавательные: работа с информацией: выбирать нужную информацию из учебного текста, из материала презентаций, умение представлять свою работу.
регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: сотрудничества в группе, умение давать оценку и самооценку, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать представление о природной зоне пустыни, познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека, развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты, воспитывать экологическую культуру учащихся, любовь к Родине.
Оборудование: презентация «Пустыни», учебник «Окружающий мир» 4 класс Поглазова О.Т., Шилин В.Д, карта природных зон России, план-исследования, карточки со словами понятиями ( пустыня, оазис, бархан, саксаул и др.), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, картинки и фотографии с изображением изучаемых объектов.
Ход урока:
1.Организационный момент. (слайд 1) -Добрый день, друзья! Я надеюсь, нам с вами сегодня будет интересно. Вы готовы? -Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!
2. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос. Работа в группах.
Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. (слайд 2) А отправиться мы с вами сможем туда на сказочном летучем корабле, вместе с героями сказки. - Ребята, а как называется сказка? (слайд 3) - Кто герои? Наш корабль полетит только тогда, когда вы произнесете заветные слова. Но чтобы их узнать, герои сказки хотят, чтобы вы сначала вспомнили одну из природных зон, с которой познакомились на прошлом уроке. - Прежде чем приступить к работе, с помощью волшебной палочки, я превращу вас в группы ученых-исследователей. (взмах волшебной палочки)
У нас получилось 4 группы: (слайд 4) 1. Географы. 2. Ботаники. 3. Зоологи. 4. Экологи. (слайд 5) Обратите внимание на экран. Вы видите текст-описание, прочитав который, нужно определить, о какой природной зоне идет речь. (После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идет о зоне степей).
У:Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили? (слайд 6) Сейчас мы проведем блиц-опрос и узнаем, какая из групп лучше подготовилась.
- Каковы особенности климата в этой зоне?
- Чем отличается природа степей от других природных зон?
- Что является богатством степей?
- Почему в степной зоне не растут леса?
- Как растения приспосабливаются к условиям жизни в степи?
- Какие животные обитают в степях?
- Какие степные растения и животные занесены в Красную книгу?
3.Введение в тему урока через проблемную ситуацию.
Игра «Кто, где живёт?»(слайд 7)
У: Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условные природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают.
(В игре участвуют карточкис изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается.Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
У: Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Кто остался? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны, мы
будем сегодня исследовать на уроке.
У:Итак, ребята назовите тему нашего урока.
Ученики: Тема нашего урока «Жаркие пустыни». (слайд 8) (На экране появляются заветные слова)
«Земля, прощай! В добрый путь! (слайд 9)
У: Итак, мы покидаем зону степей и на летучем корабле отправляемся в пустыню. Закрываем глаза. Приготовились, вперед! ( под музыку из мультфильма «Летучий корабль»). - Открываем глаза. Вот мы и в пустыне. (слайд 10)
Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – это пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
Правила работы в группах. (слайд 11)
У:Сейчас вам предстоит самостоятельно исследовать зону пустынь. А сделать вы это должны по плану: (слайд 12)
1.Границы зоны
2. Поверхность в пустыне.
3.Климат.
4.Растения.
5.Животные.
6.Занятия населения пустыни . 7.Экологические проблемы и пути их решения.
4. Изучение нового материала. Работа с картой природных зон России. Исследовательская деятельность. Постановка проблемы. Добывание новых знаний. Работа в группах.
Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу, используйте в своей работе карточки- помогайки, книги, презентацию, иллюстрации, гербарии и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации. (слайд 13) а) Группа №1: «Географы»рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата зоны пустынь.
б)Группа №2: «Ботаники» представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
в)Группа № 3: «Зоологи» рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.
д)Группа № 4: «Экологи» делятся информацией о населении пустынь, его хозяйственной деятельности, освещают экологические проблемы и пути их решения. (слайд 14) По завершению исследовательской работы мы должны определить: - Чем отличается зона пустынь от зоны степей? (группы работают под спокойную музыку)
5.Отчет представителей групп.
Выступление представителя 1группы. (слайды 16,17,18,19,20) Выступление 2 группы. (слайд 21)
6.Физкультминутка. (слайд 22)
Наверное, зной и жара утомили вас, Предлагаю немного отдохнуть!
(Учащиеся выполняют танцевальные движения под песню группы «Ялла» «Учкудук – три колодца»). Продолжение работы над изучением новой темы.
У: Продолжим наше путешествие.
Выступление 3 группы. (слайд 23) Выступление 4 группы. (слайды 24,25,26)
У: Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?
Вывод делают дети: Чтобы сохранить природу этой зоны необходимо предпринимать следующие меры: строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.
У: Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу, пора отправляться домой, пересекаем границу и держим курс на северо-запад. (слайд 27)
Вот и заканчивается путешествие. 8.Подведение итогов исследования. (слайд 28)
Давайте ответим на наш постановочный вопрос: «Чем зона степей отличается от зоны пустынь?»
9.Закрепление изученного материала. Графический диктант.(слайд 29)
А сейчас давайте проверим насколько вы были внимательны на уроке, что запомнили о этой зоне. Я буду читать высказывания, а вы если согласны ставьте плюс, если слышите хоть небольшое несоответствие –ставьте минус.
1.Пустыня-это место, где много солнца,горячего сухого песка, но мало воды.
2.Зона пустынь сменяет зону степей.
3.Бархан-это растрескавшийся глинистый участок поверхности.
4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.
5. Верблюда называют «крокодилом пустыни». 6.Варана называют «кораблем пустыни». ( Ответы появляются на экране) Ответы: +,+,-,-,-,-.
10.Подведение итогов урока. Рефлексия.(слайд 30)
Вот и закончилось наше исследование пустыни. Мы дома,а пустыня далеко, она ждет своих новых исследователей.
- Чтобы вам хотелось сказать на прощание обитателям пустыни. -Что нового узнали на уроке? -Какие моменты были наиболее интересными и запоминающими? - Оцените свою работу и работу членов вашей исследовательской группы с помощью шариков:
- если вы были активны, и вам все было понятно, и понравился урок - надуйте желтый шар, цвет пустыни. - если вам было что-то непонятно – надуйте зеленый шар. - а если многое для вас осталось непонятным – надуйте красный шар.
7. Домашнее задание.(слайд 31) Задание на дом у вас будет необычным, т.к. каждый из вас должен выступить в роли сказочника. Напишите сказку «Мое путешествие по пустыне». |
Категория: Разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В. | Добавил: elen2813 (26.01.2016)
|
Просмотров: 860
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|