Сайт МБОУ Средне-Егорлыкская СОШ№4

Приветствую Вас Гость
Поздравляем с Днём знаний! Пусть учебный год пройдёт успешно и благополучно, желаем получить много новых знаний и совершить много интересных открытий. Прекрасного настроения и отличных отметок!
Меню сайта
Категории раздела
Разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В. [5]
Авторские разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В.
Патриотическое вос
Разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В. [5]
Авторские разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки учителей » Разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В.

Тема урока: «Жаркие пустыни» Программа: «Гармония» 4 класс
Тема урока: «Жаркие пустыни»
Программа: «Гармония» 4 класс

Составила учитель начальных классов: Фомина Елена Викторовна.

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи:
Создать условия на уроке для изучения природной зоны пустыни.
При этом формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, самореализация, самовоспитание.

познавательные: работа с информацией: выбирать нужную информацию из учебного текста, из материала презентаций, умение представлять свою работу.

регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: сотрудничества в группе, умение давать оценку и самооценку, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать представление о природной зоне пустыни, познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека, развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты, воспитывать экологическую культуру учащихся, любовь к Родине.

Оборудование: презентация «Пустыни», учебник «Окружающий мир» 4 класс Поглазова О.Т., Шилин В.Д, карта природных зон России, план-исследования, карточки со словами понятиями ( пустыня, оазис, бархан, саксаул и др.), карточки для работы в группах (географы, ботаники, зоологи, экологи), карточки-планы для групп учащихся, гербарий, картинки и фотографии с изображением изучаемых объектов.

Ход урока:

1.Организационный момент.
(слайд 1)
-Добрый день, друзья! Я надеюсь, нам с вами сегодня будет интересно. Вы готовы?
-Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

2. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос. Работа в группах.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.
(слайд 2)
А отправиться мы с вами сможем туда на сказочном летучем корабле, вместе с героями сказки.
- Ребята, а как называется сказка? (слайд 3)
- Кто герои?
Наш корабль полетит только тогда, когда вы произнесете заветные слова. Но чтобы их узнать, герои сказки хотят, чтобы вы сначала вспомнили одну из природных зон, с которой познакомились на прошлом уроке.
- Прежде чем приступить к работе, с помощью волшебной палочки, я превращу вас в группы ученых-исследователей.
(взмах волшебной палочки)

У нас получилось 4 группы: (слайд 4)
1. Географы.
2. Ботаники.
3. Зоологи.
4. Экологи.
(слайд 5)
Обратите внимание на экран. Вы видите текст-описание, прочитав который, нужно определить, о какой природной зоне идет речь.
(После обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что речь идет о зоне степей).

У:Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?
(слайд 6)
Сейчас мы проведем блиц-опрос и узнаем, какая из групп лучше подготовилась.

- Каковы особенности климата в этой зоне?

- Чем отличается природа степей от других природных зон?

- Что является богатством степей?

- Почему в степной зоне не растут леса?

- Как растения приспосабливаются к условиям жизни в степи?

- Какие животные обитают в степях?

- Какие степные растения и животные занесены в Красную книгу?

3.Введение в тему урока через проблемную ситуацию.

Игра «Кто, где живёт?»(слайд 7)

У: Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас
каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я
разделила на 5 квадратов. Это условные природные зоны (об этом говорят
надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с
изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают.

(В игре участвуют карточкис изображением животных пустынь, но на
доске название этой зоны не надписывается.Если учащиеся догадываются,
то могут поместить карточки в квадрат без названия).

У: Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.

– Всех ли животных вы расселили? Кто остался? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны, мы

будем сегодня исследовать на уроке.

У:Итак, ребята назовите тему нашего урока.

Ученики: Тема нашего урока «Жаркие пустыни». (слайд 8)
(На экране появляются заветные слова)

«Земля, прощай! В добрый путь! (слайд 9)

У: Итак, мы покидаем зону степей и на летучем корабле отправляемся в пустыню. Закрываем глаза. Приготовились, вперед! ( под музыку из мультфильма «Летучий корабль»).
- Открываем глаза. Вот мы и в пустыне. (слайд 10)

Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – это пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

Правила работы в группах. (слайд 11)

У:Сейчас вам предстоит самостоятельно исследовать зону пустынь. А сделать вы это должны по плану: (слайд 12)

1.Границы зоны

2. Поверхность в пустыне.

3.Климат.

4.Растения.

5.Животные.

6.Занятия населения пустыни
.
7.Экологические проблемы и пути их решения.

4. Изучение нового материала. Работа с картой природных зон России.
Исследовательская деятельность. Постановка проблемы.
Добывание новых знаний. Работа в группах.

Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу,
используйте в своей работе карточки- помогайки, книги, презентацию,
иллюстрации, гербарии и другой наглядный материал. Я вам даю время на
сбор информации.
(слайд 13)
а) Группа №1: «Географы»рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата зоны пустынь.

б)Группа №2: «Ботаники» представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

в)Группа № 3: «Зоологи» рассказывают о животном мире пустынь, о
приспособлении к жизни представителей животного мира.

д)Группа № 4: «Экологи» делятся информацией о населении пустынь, его хозяйственной деятельности, освещают экологические проблемы и пути их решения.
(слайд 14)
По завершению исследовательской работы мы должны определить:
- Чем отличается зона пустынь от зоны степей?
(группы работают под спокойную музыку)

5.Отчет представителей групп.

Выступление представителя 1группы. (слайды 16,17,18,19,20)
Выступление 2 группы. (слайд 21)

6.Физкультминутка. (слайд 22)

Наверное, зной и жара утомили вас,
Предлагаю немного отдохнуть!

(Учащиеся выполняют танцевальные движения под песню группы «Ялла» «Учкудук – три колодца»).
Продолжение работы над изучением новой темы.

У: Продолжим наше путешествие.

Выступление 3 группы. (слайд 23)
Выступление 4 группы. (слайды 24,25,26)

У: Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?

Вывод делают дети:
Чтобы сохранить природу этой зоны необходимо предпринимать следующие меры: строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.

У: Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу, пора отправляться домой, пересекаем границу и держим курс на северо-запад. (слайд 27)

Вот и заканчивается путешествие.



8.Подведение итогов исследования.
(слайд 28)

Давайте ответим на наш постановочный вопрос: «Чем зона степей отличается
от зоны пустынь?»

9.Закрепление изученного материала. Графический диктант.(слайд 29)

А сейчас давайте проверим насколько вы были внимательны на уроке, что запомнили о этой зоне. Я буду читать высказывания, а вы если согласны ставьте плюс, если слышите хоть небольшое несоответствие –ставьте минус.

1.Пустыня-это место, где много солнца,горячего сухого песка, но мало воды.

2.Зона пустынь сменяет зону степей.

3.Бархан-это растрескавшийся глинистый участок поверхности.

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.

5. Верблюда называют «крокодилом пустыни».
6.Варана называют «кораблем пустыни».
( Ответы появляются на экране)
Ответы: +,+,-,-,-,-.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.(слайд 30)

Вот и закончилось наше исследование пустыни. Мы дома,а пустыня далеко, она ждет своих новых исследователей.

- Чтобы вам хотелось сказать на прощание обитателям пустыни.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие моменты были наиболее интересными и запоминающими?
- Оцените свою работу и работу членов вашей исследовательской
группы с помощью шариков:

- если вы были активны, и вам все было понятно, и понравился урок - надуйте желтый шар, цвет пустыни.
- если вам было что-то непонятно – надуйте зеленый шар.
- а если многое для вас осталось непонятным – надуйте красный шар.

7. Домашнее задание.(слайд 31)
Задание на дом у вас будет необычным, т.к. каждый из вас должен выступить в роли сказочника. Напишите сказку «Мое путешествие по пустыне».
Категория: Разработки учителя начальных классов Фоминой Е. В. | Добавил: elen2813 (26.01.2016)
Просмотров: 860 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новости
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz